Пишет Орсо:
Об идеальной любви. И сказках.
Если идеальная любовь возможна только в сказках, то уж в них она, по моему глубокому убеждению, должна быть возведена в абсолют. Те, кто видел "Пещеру золотой розы" – первую часть итальянского сериала о Фантагеро и Ромуальдо – поймут, что я имею в виду. Это любовь, сметающая все преграды, любовь назло, вопреки, несмотря… А если мир становится на дыбы и все против тебя – то обрати время вспядь и выпусти стрелу прямо к солнцу.
И она долетит. Просто потому, что нет силы, которая бы смогла ее остановить.
И в это веришь. Веришь в преображение черного волшебника, в "семь железных сапог истрепать, и семь железных хлебов изгрызть". И в то, что перед героями отступает даже смерть.
Вот такой и только такой должна быть любовь в классической сказке.
В пятой части Фантагеро, заброшенная в чужой мир и разлученная с Ромуальдо, долго ищет способ вернуться домой. Помогает ей смазливый длинноволосый тип с замашками очаровашки-пирата, с которым Фантагеро, в итоге, и … остается.
Все, как говорится, алес. Приплыли.
Я понимаю все – девушка одна, а милый далеко. И товарищ, который рядом, очень даже весьма. А еще возможно режиссеру надоел актер, играющий Ромуальдо ... Да мало ли причин…
А в итоге сказка умерла.
Потому что так нельзя! Нельзя!
То, что в обычной жизни допустимо, простительно и понятно, для сказки – смерть. Любой, легчайший компромисс, на который соглашается сказочный герой, - это первый червь сомнения, который закрадывается в душу ребенку и заставляет его сомневаться в том, что не все в этом мире измеряется деньгами и здравым смыслом.
Фантагеро предала себя, полюбив другого. Ромуальдо предал, когда смирился с этим. А автор или режиссер, оправдав их действия, предали уже читателей или зрителей. Потому что сказали – да, детки, вот так оно бывает. Под давлением обстоятельств. И сказочные герои в этом ничуть не лучше обычных людей. Но в том-то и дело, что сказка - это идеальный мир, и если мир этот пересекла трещинка – малая, не толще волоска, то как же тогда будет изуродовано отражение этой сказки – наша реальность, наш далеко не безупречный мир? А ведь первым делом эта трещина проляжет через душу ребенка.

Как только герой начинает торговаться с обстоятельствами – все, сказки нет. Нет того, что составляет саму ее суть – этой великой силы, которая идет до конца, потому что не может иначе. И в свете этого сделка, совершенная с колдуньей Арсланом, владыкой Нарнии, отзывается тревогой и фальшью: с точки зрения сказочной реальности поведение льва лишено безупречности. Потому что подвиг не подразумевает запасных путей и обходов. Судьба кинула кости - и ты говоришь, да или нет. Без оглядки. Без компромиссов. Надежда отыграться, какой бы смутной она не была, - это уже сделка. Раскрошившийся камень в фундаменте сказки.

А вот после этого размышлизма я, наконец, поняла, чем же так привлекательны творения Элы Раткевич. А ответ-то оказался до смешного прост. Честные, искренние, изумительно психологичные, безупречно точные в передаче оттенков мыслей и чувств – они же до мозга костей сказочные. Но это не простые сказки, а те самые - настоящие, живые, истинные!
Герои Элы никогда никого НЕ ПРЕДАЮТ, и прежде всего – самих себя. И абсолютно БЕЗУПРЕЧНЫ в своих поступках. Все, до одного. Джеральд и Элизабет. Юкенна. Лерметт, который совершенно необоснованно с точки здравого смысла морит себя голодом. Эта офигенная последовательность жестким законам добра и чести, которые правят сказкой – та самая малость, которая заставляет именно эти книги блистать в ряду себе подобных. Потому что к черту здравый смысл! Герои Элы могут быть жесткими, умными, до ужаса практичными в жизни, но когда речь идет о высших ценностях, для них вступает в силу иной закон – абсолютный закон благородства и любви. Даже если во имя этого на алтарь придется возложить свое благополучие, жизнь и доброе имя. И в этом смысле абсолютно прав Даллен, он именно сказочно безупречен – и потому правдив. Веришь в него и веришь ему - хотя другой герой с легкостью нашел бы дюжину лазеек разрешить ситуацию гораздо менее болезненно. Но в том-то и дело, что мир Элы не терпит полумер. И это самая лучшая сказка.

URL записи